Плавание – детям, выбор секции

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сентябрь – время, когда многие родители ещё выбирают секции для своих детей. Одно из популярных направлений – плавание. И у наших читателей накопились вопросы, которые мы адресуем кемеровчанке Ксении Макарской, тренеру по плаванию и триатлону. Ксения – мастер спорта по плаванию, кандидат в мастера спорта по плаванию в ластах, неоднократный победитель всероссийских и областных соревновании по плаванию.

«Стоит ли отдавать в плавание, если ребёнок хочет научиться, но панически боится воды?»

Татьяна В., Кемерово.

– Безусловно, стоит! Умение плавать – это жизненная необходимость, о которой знает каждый. Но все страхи детей, даже панические, довольно быстро отступают. Во всяком случае, быстрее, чем у взрослых. Это связано с особенностью детского организма. Дети намного быстрее забывают какие-то критические моменты в своей жизни. Главное, о страхах ребёнка сообщить тренеру, чтобы он последовательно, различными упражнениям подвёл ученика к тому, что страшного-то ничего и нет. Из своей многолетней практики точно могу сказать, что при грамотном подходе и правильном подборе упражнений, ребёнок перестает бояться и уже через 2-3 (+/-) месяца начинает плыть самостоятельно (без чьей либо помощи и поддержки). Но в это время от вас, как от родителя, потребуется немного терпения и моральная поддержка.

«Пятилетний сын на занятиях по плаванию «грешит» тем, что заглатывает воду, много воды. Это сильно опасно?»

Анна Т., Новокузнецк.

– Довольно распространённая проблема начинающих пловцов. Не только детей, но и взрослых. Заглатывать воду из бассейна не столько опасно, сколько неприятно. Давайте разберёмся, почему это происходит и как этого избежать. Это связанно с тем, что человек должным образом не перестроился на дыхание пловца. Все мы в жизни привыкли дышать через нос, у нас это на уровне рефлекса. А при плавании мы всегда делаем вдох через рот, выдыхать можем как через рот, так и через нос. И чтобы перестроиться на дыхание пловца, нужно время. Каждому – своё. Чтобы ускорить процесс и довести до автоматизма нужное нам дыхание, необходимо как можно больше выполнять выдохов в воду. Путём многократных повторений доводим все действия до автоматизма и перестаём задумываться о том, как дышим во время занятий плаванием. Такие упражнения нужно выполнять на тренировках и можно повторять дома в ванне. Или дышать в таз с водой, если нет ванны.

«Всегда было интересно узнать, за сколько времени до тренировки детям нужно поесть и что? А после?»

Илья П., Кемерово.

– В идеале приём пищи должен быть за 2-2,5 часа до тренировки. И он должен включать в себя сложные углеводы (любые крупы, макароны, картофель, злаки, орехи), к ним надо добавить клетчатку и белок. Если совсем не успеваете поесть за 2 часа до тренировки, то минут за 15-20 до занятия можно съесть банан и 6-8 орешков, или яблоко и 50 граммов сыра, или злаковый батончик. Тем самым организм получит «быструю энергию» и не будет стрессовать. После тренировки упор лучше сделать на белковую пищу (куриная грудка, телятина, рыба). Добавить побольше овощей. Белок в сочетании с клетчаткой помогают расти мышцам и правильно восстанавливаться. Важно не злоупотреблять жирной, жареной пищей до и после тренировки.

«Дочь гиперактивна. Хочу отдать в плавание, но переживаю, справится ли тренер и не будет ли она мешать другим детям. Как влияет вода на таких детей?»

Альбина К., Киселёвск.

– В современном мире гиперактивностью детей уже никого не удивить. На мой взгляд, в этом нет ничего плохого: ребёнок активный, он стремится познать как можно больше. Единственный момент, ему очень тяжело заниматься одним видом деятельности больше 10-15 минут. Нужно разнообразие и постоянная смена деятельности. Чем же плавание хорошо для таких детей? Оно имеет мягкую нагрузку и великое множество разнообразных и интересных упражнений для любого уровня подготовки. Таким образом, тренер за тренировку выдаёт не одно монотонное задание, а разнообразит его. И ребёнку всегда интересно, ему не надоедает и не становится скучно, и совсем нет времени на баловство. Дети, получая новые задания, всегда смотрят друг на друга и стараются выполнить лучше всех упражнение. Дух соперничества ещё и помогает наладить дисциплину. Так ребята и получают полноценную 45-минутную тренировку. Плюс, вода имеет мягкий седативный эффект. Получается двойная польза.

«В каком возрасте оптимально отдавать на групповые занятия? Если дочь совсем не умеет плавать – не страшно?»

Валерия О., Кемерово.

– Самое подходящее время для начала занятий детей в группе – около четырёх лет. В этом возрасте, как правило, ребёнок уже не первый год посещает детский сад и вполне спокойно воспринимает новых людей в своём окружении. А ребята, совсем незнакомые с водой, смотрят на других и пытаются подражать. То есть им даже легче осваивать элементарные упражнения. Если же ребёнок очень тяжело идёт на контакт и совсем некоммуникабелен, то лучше начать с индивидуальных занятий или мини-групп по 3-4 человека, чтобы минимизировать стресс для малыша. Ведь занятия должны быть в радость.

«Что чаще всего теряют дети в бассейне? Какие вещи для плавания должны быть дорогими и качественными, а на чём можно сэкономить?»

Олег П., Прокопьевск.

– Вечная проблема всех детей и их родителей. Чаще всего, конечно, теряют очки и шапки. И совсем обиден тот факт, что на очках экономить никак нельзя. Ведь они защищают самое главное – глаза наших детей. Этот аксессуар для плавания порой может достигать в цене не одну тысячу рублей. Основной критерий, на который мы обращаем внимание при выборе, это удобство и, конечно же, качество. В случае с шапочкой можно обойтись вполне бюджетным вариантом – простая силиконовая однотонная шапка будет стоить совсем недорого. Купальник или плавки тоже есть на любой вкус и кошелёк. Главное выбрать удобную модель, а цена будет зависеть от ваших возможностей.

«Чем отличается детский тренер от взрослого? Как не ошибиться в выборе? На какие качества обратить внимание? Корректно ли спрашивать про образование и прочее?»

Галина Д., Кемерово.

– По сути, ничем не отличается. Единственная разница – в построении тренировки, методике преподавания, подходе к воспитанникам, нагрузке. А вот если рассматривать тренера по грудничковому плаванию, то там другая специфика обучения. Конечно, тренера лучше выбирать по его профессиональным данным: образование, наличие титулованных воспитанников, какие заслуги были у него во времена спортивной карьеры. Если стесняетесь спросить лично, можно поискать информацию на сайте бассейна, в который собираетесь водить ребёнка. В этом нет ничего зазорного. Любой тренер с радостью расскажет о своих заслугах.